Новости

Наставническая лига Свердловской области вышла на новый уровень

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

На новый, официальный уровень вышла Наставническая лига Свердловской области, созданная в 2024 году в рамках проекта «Школа Минпросвещения России». Накануне Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области утвердило Положение о её деятельности.

В состав Наставнической лиги Свердловской области в качестве школ-наставников входят 63 общеобразовательные организации из пяти управленческих округов. Координирует её деятельность Институт развития образования Свердловской области, который обеспечивает выявление и распространение лучших управленческих практик.

Деятельность региональной Наставнической лиги организована в формате проектного офиса. Школы-наставники разработали портфели программ по реализации каждого магистрального направления и ключевого условия в рамках общих пакетных решений. С учётом своих дефицитов каждая школа-участник самостоятельно выбирает школу-наставника и одну из спроектированных в рамках проекта траекторий развития — «Кластеры по трекам», «Управленческий нетворкинг», «Управленческая агломерация».

Отметим, что опыт работы Наставнической лиги в ноябре прошлого года Институт развития образования представил на II Межрегиональной методической конференции в Санкт-Петербурге. А 4 февраля — и на официальном сайте проекта «Школа Минпросвещения России» в разделе «Опыт регионов».

«Деятельность Наставнической лиги предполагает положительный результат для всех участников наставнического движения. Для школ-наставников это систематизация и обобщение собственного управленческого опыта по реализации проекта. Для школ-участников — освоение новых управленческих инструментов и технологий и возможность перехода на более высокий уровень по ключевым условиям и магистральным направлениям», — отмечается в публикации.

Источник


Подведены итоги деятельности кластера строительной отрасли федерального проекта «Профессионалитет»

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

В Уральском колледже технологий и предпринимательства 4 февраля прошла встреча, в которой приняли участие руководители сетевых профессиональных образовательных организаций, работодатели–партнёры федерального проекта «Профессионалитет» и специалист отдела реализации государственной политики в сфере профессионального образования Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области.

Уральский колледж технологий и предпринимательства — базовая организация кластера проекта «Профессионалитет» для подготовки кадров для строительной отрасли. Кластер создан в 2023 году, в данный момент он объединяет 10 организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, и 6 организаций реального сектора экономики.

Встреча была посвящена подведению итогов деятельности кластера в 2024 году и определению точек роста в 2025 году.

Ключевым предметом обсуждения стал вопрос участия предприятий в деятельности кластера.

Включённость предприятий в реализацию федерального проекта «Профессионалитет» предполагает:

совместную разработку и реализацию образовательных программ с учётом кадровых потребностей и востребованных на рабочем месте компетенций и квалификаций;
заключение со студентами договоров о целевом обучении;
сетевую форму реализации образовательных программ с предприятиями;
применение проектного обучения на основе проектных заявок предприятий;
закрепление за обучающимися наставника из числа работников предприятий;
выплату стипендий от предприятий;
привлечение работников предприятий к проведению демонстрационного экзамена;
финансовую поддержку деятельности кластера.

Благодарим участников заседания за активное обсуждение актуальных вопросов реализации федерального проекта «Профессионалитет», совместный поиск предложений, направленных на оптимизацию участия предприятий в деятельности кластера и приведение системы подготовки кадров в соответствие с актуальными и перспективными потребностями рынка труда.

Источник


В России стартовал региональный этап Всероссийского конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы»

Министерство просвещения Российской Федерации

Во всех субъектах Российской Федерации дан старт мероприятиям регионального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы». Организатор конкурса – Министерство просвещения России. Оператор – Институт родных языков.

В конкурсе принимают участие учителя школ и воспитатели дошкольных учреждений, реализующих образовательные программы на родном языке. Лучших учителей родного языка уже выбирают в Алтайском крае, Татарстане, Липецкой и Свердловской областях, Чувашии и Севастополе. Педагогам предстоит провести открытые уроки, мастер-классы и продемонстрировать свои профессиональные компетенции.

«Конкурс «Лучший учитель родного языка и родной литературы» позволяет найти талантливых педагогов по всей стране, поддержать и тиражировать наиболее успешные методики и практики по изучению языков», – отметила руководитель Института родных языков Эсет Бокова.

Победители регионального этапа станут участниками финала. Список педагогов станет известен в июне.

«Конкурс еще раз подтверждает значимость для государства вопросов поддержки родных языков. Победа в нем укрепила во мне уверенность в своих силах, открыла новые горизонты для профессионального развития и возможности поделиться своим опытом с педагогами всей страны», – рассказала победитель конкурса 2024 года, учитель бурятского языка Республиканского бурятского лицея-интерната № 1 Светлана Раданжапова.

Финальные испытания пройдут в сентябре 2025 года в Бурятии, где будет объявлено имя лучшего учителя родного языка России. Победитель и призеры получат денежные призы.

Всероссийский профессиональный конкурс «Лучший учитель родного языка и родной литературы» впервые был организован Министерством просвещения Российской Федерации в 2022 году. Его проведение способствует изучению и популяризации передовых педагогических практик в области этнокультурного образования, а также повышению престижа профессии педагога.

Источник


Сергей Кравцов: «Все больше детей выбирают углубленный уровень изучения естественно-научных предметов и математики»

Министерство просвещения Российской Федерации

Президент России Владимир Путин в режиме видеоконференции провел заседание Совета при Президенте по науке и образованию. Оно было посвящено вопросам обеспечения приоритетных направлений научно-технологического развития инженерными кадрами.

«Цель поставлена предельно конкретно: в области технологического развития Россия должна быть конкурентоспособна по ключевым направлениям. Для этого нам нужны специалисты, способные генерировать уникальные решения, в том числе для новых, только формирующихся индустрий, готовые использовать передовые методы проектирования и конструирования. Добавлю, что рабочие профессии в промышленности, многих других отраслях также требуют сегодня знания сложнейших технологических систем, инженерных компетенций. Подготовить такие кадры – одна из важнейших задач для всех уровней образования», – подчеркнул Владимир Путин.

Глава государства обратил внимание, что нужно формировать задел в компетенциях на годы вперед, чтобы нынешние школьники, студенты, аспиранты, учреждения: школы, колледжи, вузы – и через 15–20 лет были готовы отвечать на вызовы времени, бурных технологических изменений, были среди лучших в глобальной конкуренции. Он отметил, что нужно ставить такую задачу при разработке новой Стратегии развития образования до 2040 года.

Владимир Путин сделал акцент на том, что уровень преподавания математики и естественных наук должен быть высоким по всей стране. Для этого, по его словам, нужно увеличивать численность учителей-предметников, повышать качество их подготовки, комплексно обновить программы по математике и естественно-научным дисциплинам, сбалансировать объем учебного материала, сделать его доступным, понятным и интересным для школьника.

Президент страны добавил, что в 2025 году заканчивается экспериментальная часть проекта «Профессионалитет», который с 2022 года реализуется на принципах тесной кооперации учреждений образования и предприятий ключевых секторов экономики. Он считает необходимым законодательное закрепить такую модель организации среднего профессионального образования – с обязательным участием бизнеса. К концу 2026 года в проекте будут участвовать колледжи и техникумы из всех регионов России, а к 2030 году по модели «Профессионалитет» будет учиться два миллиона студентов.

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов подчеркнул, что во всех новых построенных школах, а также в образовательных организациях после капитального ремонта обязательно обновляются классы по предметам естественно-научного направления. В рамках национального проекта «Образование» созданы центры дополнительного образования «Кванториум», «Точка роста», «IT-куб».

«Для развития математического и естественно-научного образования важна мотивация школьников. Для повышения интереса ребят к инженерному, техническому профилю, прежде всего, необходима инфраструктура, система профориентации и мотивация на углубленное изучение предмета, включая развитие олимпиадного движения», – сказал Сергей Кравцов.

Глава Минпросвещения России добавил, что в реализации Единой модели профориентации участвуют более 9,5 тысячи предприятий, проведена 31 тыс. экскурсий, их посетили порядка 640 тыс. школьников. Он уточнил, что важно синхронизировать профориентацию с прогнозом рынка труда.

Сергей Кравцов отметил, что, по данным Росстата, с каждым годом все больше детей выбирают углубленный уровень изучения естественно-научных предметов и математики. Он рассказал, что ежегодно растет число участников олимпиадного движения.

Министр просвещения РФ обратился к главе государства с просьбой дать поручение ведомству вместе с фондом «Талант и успех» организовать работу по сопровождению одаренных ребят – высокобалльников, стобалльников, победителей всероссийских и международных олимпиад, по их поддержке при трудоустройстве на отечественные предприятия.

Глава ведомства рассказал, что в прошлом году уже 280 тысяч школьников сдавали ЕГЭ по профильной математике, а в 2025 году участниками экзамена планируют стать 335 тысяч. Он обратил внимание, что очень важно этот уровень удержать и повышать дальше. Отдельно Сергей Кравцов затронул вопрос подготовки единых учебников.

«Нам необходимо создавать единые государственные учебники. Просьба поддержать, уважаемый Владимир Владимирович, дать нам поручение вместе с Академией наук, – с Геннадием Яковлевичем [Красниковым] мы об этом говорили, – о создании единых государственных учебников для школы по естественно-научным предметам, математике, информатике. Причем эти учебники, эти предметы должны быть увязаны между собой – математика с химией, биологией, физикой, потому что очень важна междисциплинарность», – отметил он.

Как сообщил Сергей Кравцов, каждый пятый учитель в системе – учитель естественно-научных предметов. В течение десяти лет число вакансий педагогов стабильно составляет порядка 2%, по естественно-научным предметам – порядка 3%. Министр просвещения подчеркнул, что принят закон о снижении бюрократической нагрузки на учителей, но в регионах все еще наблюдаются перегибы. Он попросил дать поручение вместе с соответствующими органами провести проверку и восстановить права учителей.

Глава Минпросвещения России поблагодарил Президента страны за принятие решения на законодательном уровне закрепить проект «Профессионалитет». Он добавил, что общая потребность в кадрах – 74,1 млн работников на 2025–2029 годы, из них 42 млн – это кадры СПО, а по техническим специальностям – это 19 млн. Поэтому важно расширять проект «Профессионалитет» для решения кадровых задач.

Источник


«Юбилейный» присоединился к «Лыжне России-2025»

В субботу, 8 февраля, «Юбилейный» традиционно присоединился к «Лыжне России». Прошли обязательные забеги, а также веселые старты, флэшмоб и обязательное чаепитие с пирогами. Всем участникам подарили шапочки, а победители забегов получили ценные призы.

В забегах приняли участие более 50 человек, а всего на спортивном празднике собрались более 100 человек, участвовали отдыхающие профилактория, а также сотрудники и их семьи. Самому юному участнику «Лыжни России» в этом году было всего три годика, но он с удовольствием поучаствовал в празднике и рассказал всем о своем папе-герое, который сейчас служит на СВО.

Посмотреть все фотографии с праздника можно в сообществах профилактория в социальных сетях.


Школьники могут принять участие в конкурсе плакатов «СВОи Защитники»

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Обучающиеся кадетских школ и корпусов, юнармейцы, школьники, а также воспитанники учреждений дополнительного образования от 10 до 17 лет могут стать участниками творческого конкурса, посвящённого Дню защитника Отечества. Конкурс организует Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий при поддержке Министерства просвещения России. Партнёр Конкурса — Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по территориальному развитию, городской среде и инфраструктуре.

Принять участие в Конкурсе можно как в индивидуальном, так и в групповом формате. Ребятам предлагается создать плакаты с поздравлениями ко Дню защитника Отечества для участников специальной военной операции.

Участникам необходимо с 30 января по 17 февраля разместить фотографию выполненной работы с хештегами #своизащитникивцхт и #вцхт на открытых личных страницах, а также в сообществе образовательного учреждения в социальной сети «ВКонтакте». Лучшие работы будут опубликованы 23 февраля в телеграм-канале Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий.

Кроме того, в Общественной палате Российской Федерации пройдёт выставка плакатов, которые отправят бойцам в зону проведения специальной военной операции.

Экспертами конкурса выступят руководитель Комитета семей воинов Отечества Юлия Белехова; заместитель председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по территориальному развитию, городской среде и инфраструктуре, начальник отдела сопровождения туристско-краеведческой направленности в части краеведения Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий Александр Луконин; заместитель председателя Комиссии по вопросам суверенитета, патриотическим проектам и поддержке ветеранов, автор проекта «Жёны Героев» Екатерина Колотовкина и другие эксперты Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий.

Источник


Российская система среднего профессионального образования готовится отметить 85-летие

Министерство просвещения Российской Федерации

В 2025 году Россия отметит 85-летие системы среднего профессионального образования (СПО), играющей ключевую роль в подготовке квалифицированных кадров и обеспечении технологического суверенитета страны.

«85-летие системы среднего профобразования – это знаковое событие для миллионов граждан нашей страны. Оно объединяет сегодняшних студентов колледжей и техникумов, их наставников, а также молодых специалистов и опытных профессионалов, работающих в различных областях промышленности и в социальной сфере. Они трудятся на благо Родины, ведут страну к большим достижениям, развивая ее стратегический и экономический потенциал. Сегодня наша общая задача – обеспечение технологического лидерства России, и роль системы СПО в решении этой задачи ключевая», – подчеркнул Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов.

2 октября 1940 года изданием Указа Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах» завершился период поиска оптимальных форм подготовки квалифицированных рабочих кадров. Именно в этот день в России с 2022 года Указом Президента Российской Федерации отмечают День среднего профессионального образования.

Стройная система централизованного рекрутирования и обучения была создана в условиях стремительного развития экономики и острого дефицита кадров. Она зарекомендовала себя как эффективный инструмент обеспечения потребностей предприятий и организаций в тяжелейших условиях Великой Отечественной войны и первых послевоенных восстановительных пятилеток. В этой связи юбилей системы СПО тесно переплетается с другой важнейшей датой 2025 года – 80-летием Победы в Великой Отечественной войне.

В сегодняшней России система СПО остается ключевым инструментом в обеспечении потребностей экономики в квалифицированных рабочих и специалистах. Она обеспечивает подготовку кадров, которые соответствуют требованиям рынка труда и способны адаптироваться к быстро меняющимся условиям.

«Система среднего профессионального образования России сегодня вносит свой вклад в решение важнейшей задачи – в развитие технологического лидерства страны и обеспечение приоритетных отраслей экономики востребованными кадрами. И Институт развития профессионального образования как системный оператор развития СПО готов к новым вызовам: мы реализуем масштабные проекты по подготовке специалистов и работаем на опережение, используя прорывные решения, опираясь на весь 85-летний опыт системы профобразования нашей страны», – сообщил ректор Института развития профессионального образования Сергей Кожевников.

Среднее профессиональное образование в России сегодня – это одна из самых крупных систем в мире, охватывающая 3,85 млн студентов и порядка 200 тыс. педагогических работников.

Флагманский проект в сфере СПО – это «Профессионалитет». Он направлен на создание кластеров, которые объединяют учреждения СПО и предприятия для подготовки специалистов в приоритетных отраслях экономики. В рамках проекта модернизируются образовательные программы, усиливается взаимодействие с бизнесом, реализуется успешное трудоустройство выпускников. В настоящий момент в 79 регионах страны функционируют 370 кластеров «Профессионалитета» по 24 отраслям экономики. К 2026 году их число должно достичь 560.

В условиях цифровизации и технологических изменений, санкционного давления система СПО активно внедряет новые образовательные стандарты и программы, что позволяет выпускникам успешно адаптироваться на рынке труда, найти свое место в жизни.

С целью празднования 85-летия системы СПО Министерство просвещения Российской Федерации утвердило распоряжение о подготовке мероприятий, которые пройдут по всей стране. В рамках празднования запланированы конференции, выставки и другие события, направленные на популяризацию рабочих профессий и специальностей и повышение престижа среднего профессионального образования в обществе.

Источник


Сергей Кравцов: «С 1 сентября 2026 года в школах начнут изучать предмет «Духовно-нравственная культура России»

Министерство просвещения Российской Федерации

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов выступил на пленарном заседании XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений под председательством Патриарха Московский и всея Руси Кирилла. Он рассказал о взаимодействии с Русской православной церковью по вопросам воспитания подрастающего поколения и сообщил, что с 1 сентября 2026 года школьники начнут изучать предмет «Духовно-нравственная культура России».

«Защита исторической правды и сохранение исторической памяти, воспитание чувства преемственности поколений – приоритеты в работе Министерства просвещения по патриотическому воспитанию детей и молодежи. Пожалуй, главное, что нам вместе удалось сделать на этом направлении в государственном масштабе, – это разработать и внедрить в образовательный процесс единые учебники истории. Это не только официальная оценка, без которой невозможно единое понимание того, что происходило с нашей страной в течение прошлых столетий и десятилетий. Прежде всего, это переход на изучение истории, построенное вокруг истории России», – сказал Сергей Кравцов.

Глава Минпросвещения России подчеркнул, что ведомство ставит ключевой задачей максимально популяризировать героев Отечества, рассказывать о выдающихся личностях, используя для этого все возможные механизмы.

«С 1 сентября 2026 года дети начнут изучать предмет «Духовно-нравственная культура России». Хочу выразить благодарность Вам, Ваше Святейшество за поддержку данной важнейшей работы!» – добавил он.

Задача предмета – традиционные общечеловеческие ценности, заложенные в основу всех религий, в том числе на примерах жизни великих людей нашего Отечества.

Сергей Кравцов в своем выступлении подчеркнул важнейшую роль Русской православной церкви в системе воспитания подрастающего поколения в духе нравственных и культурных ценностей, присущих русскому народу.

Он отметил, что с 2023 года ежегодно проводится Форум православных школ и гимназий. Это главная площадка, где коллеги могут обменяться опытом, представить методики работы с детьми.

Министр просвещения РФ добавил, что взаимодействие образования и церкви имеет большие перспективы для будущего страны. Оно выражается в возможностях совместной работы по духовно-нравственному воспитанию молодежи, подготовке педагогов с учетом православных ценностей и традиций, а также в развитии различных программ и проектов, направленных на поддержание духовного здоровья и социальной ответственности среди молодежи.

Источник


Владимир Мединский и Сергей Кравцов представили новый учебник по военной истории

Министерство просвещения Российской Федерации

Презентация нового издания учебника «Военная история России» прошла в пресс-центре ТАСС. В мероприятии приняли участие помощник Президента Российской Федерации, председатель Российского военно-исторического общества (РВИО) Владимир Мединский и Министр просвещения РФ Сергей Кравцов.

Издание под редакцией Владимира Мединского подготовило РВИО. Его выпуск приурочен к 81-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

«Мы эту книгу сделали за два года коллективом военных историков РВИО. Она во многих школах была. В частности, в Москве ее закупали чуть ли не во все классы. Это было необязательное учебное пособие, но сейчас оно вышло на совершенно новое качество. Каждый том синхронизирован с основным школьным курсом учебника. Это стало возможным, потому что появилась единая государственная линейка. Раньше такая синхронизация была немыслима», – подчеркнул Владимир Мединский.

Учебник издан в трех книгах, синхронизированных со школьным изучением курса истории: для 6–7-х классов (с Древней Руси до конца XVII века); для 8–9-х классов (XVIII – начало XX века); для 10–11-х классов (с событий Первой мировой войны до настоящего времени, включая специальную военную операцию).

Министр просвещения РФ поблагодарил авторов учебника за серьезную научную работу, проделанную при его подготовке.

«Учебник по военной истории России прошел экспертизу Министерства просвещения и был включен в федеральный перечень. Это дополнение к государственному учебнику по истории для тех ребят, кто хочет расширить свои знания. Важно, что учебное пособие полностью синхронизировано с основным учебником. Я его сам внимательно прочитал – очень понятно написано, подобраны хорошие иллюстрации. Уверен, что школьникам будет интересно по нему учиться, так же как и по нашим государственным учебникам», – сказал Министр просвещения РФ Сергей Кравцов.

Глава Минпросвещения России добавил, что вместе с Российским военно-историческим обществом запланировано провести программы повышения квалификации для учителей истории по преподаванию по новому учебнику.

Сергей Кравцов напомнил, что в новых учебниках по истории России отдельные параграфы посвящены знаковым событиям Великой Отечественной войны – Битве за Москву, блокаде Ленинграда, Сталинградской и Курской битвам.

Участниками мероприятия стали также начальник НИИ военной истории Военной академии Генерального штаба ВС РФ Иван Басик, научный директор Института всеобщей истории РАН, академик Александр Чубарьян и научный директор РВИО Михаил Мягков.

Учебник по военной истории предназначен для учащихся суворовских, нахимовских, кадетских училищ, кадетских классов, для тех, кто хочет выбрать профессию военного, и также для всех, кто интересуется военной историей страны.

Первое издание учебника было выпущено в 2016 году по поручению Президента России Владимира Путина.

Уникальность нового издания состоит в том, что в нем доступным и понятным языком, опираясь на достижения современной исторической науки, излагаются ключевые события отечественной военной истории.

В материалах учебника подчеркиваются подвиги героев страны во все периоды ее истории. Дается информация о боевых действиях, тактике, стратегии, вооружении, форме Русской (Советской) армии с древнейших времен до настоящего времени. Особое внимание уделено событиям Великой Отечественной войны и специальной военной операции.

Новым является и то, что в учебнике присутствуют контрольные задания, составленные лучшими методистами учебников по истории. Тексты сопровождаются иллюстрациями и картами, предоставленными российскими музеями и архивами.

Источник